За пять неполных лет в Российской Федерации защитными аппаратами были оснащены линии всех классов напряжения от 35 до 500 кВ. При этом использовались как ограничители перенапряжений, непосредственно подключённые к фазному проводу, так и ОПН с внешним искровым промежутком — линейные разрядники. Защитные аппараты устанавливались на опорах ВЛ различными способами: закреплялись на траверсе опоры и гибким проводником подключались к проводу, подвешивались непосредственно на фазные провода, устанавливались на дополнительные металлоконструкции и т.д.
Основные вопросы, задаваемые представителям ЗАО «Полимер-Аппарат» как производителям защитных аппаратов, следующие:
• каково количество уже установленных защитных аппаратов;
• какова продолжительность их эксплуатации;
• сколько защитных аппаратов вышло из строя.
Эффективность же защиты ВЛ ограничителями перенапряжений или линейными разрядниками уже принимается как факт и подтверждается на всех выполненных объектах.
Конкретные примеры реализованных проектов молниезащиты с применением продукции ЗАО «Полимер-Аппарат» описаны в статье П. Журавлёва «Защита ВЛ от грозы: история, опыт, перспективы».
В настоящее время опыт отдельных проектов действительно невелик. Например, двухцепная ВЛ 110 кВ «Шепси — Туапсе тяг.» эксплуатируется с ограничителями перенапряжений на верхних фазах и без грозозащитного троса уже с 2007 года, но длина этой линии всего 10 км. А ВЛ 330 кВ «Баксан — Кисловодск» и «Черкесск—Кисловодск» общей протяжённостью 138 км эксплуатируется с ограничителями перенапряжений всего 1 год. Попробуем суммировать небольшой опыт, полученный на отдельных воздушных линиях. За неимением достоверной информации в данной статье рассматривается опыт эксплуатации только защитных аппаратов производства ЗАО «Полимер-Аппарат». С 2007 по 2012 гг. компания выполнила поставку защитных аппаратов на 18 объектов строительства и реконструкции воздушных линий электропередач классов напряжения 35—500 кВ.
Суммарный опыт эксплуатации составляет 10 тысяч лет. То есть можно представить, что в РФ существует одна воздушная линия протяжённостью 40 км и опыт эксплуатации этой линии — 25 лет. При этом повреждений защитных аппаратов, установленных на каждой опоре и каждой фазе данной линии, не зафиксировано.

